- Сейчас в Интернете ходят разговоры, мол, давайте выдвинем Лину Костенко на Нобелевскую премию. Как Вам это?
-
Конечно, надо выдвигать! Ее уже выдвигали на это. Это просто очередной
акт огромной украинской некомпетентности, который длится уже 19-й год.
Потому что национальные союзы всех стран, от Зимбабве до Украины, имеют
право Нобелевской номинации. От 1991 года, когда Украина появилась на
политической карте мира, ежегодно в Национальный союз писателей Украины
с Нобелевского комитета приходит регулярное ежегодное представление,
мол, давайте ваши заявки. Однако там сидят люди, которые вообще не то
что иностранным читать не умеют, а просто элементарно по уровню своей
квалификации не готовы подготовить такое заявление. При том, что эти
заявки надо было давать ежегодно... И нет здесь значения, что шансов
ноль.
- Что значит "шансов ноль"?
- То и значит. Ни один украинский писатель сегодня не имеет абсолютно никакого шанса получить Нобелевскую премию.
- Даже Лина Костенко?
-
Та не входит, извините, Лина Костенко в тысячу мейнстримних писателей,
переведенных на иностранные языки. И нет у нее никаких шансов. Но имя
ее должно фигурировать каждый год в представлениях. Каждый год
необходимо, чтобы имя украинского писателя было в скобках среди
кандидатов. Ну, не попадут они в шорт-лист, ну и пусть. Не имеет
значения. Но надо, чтобы в скобках всегда было - Юкрейн, Юкрейн,
Юкрейн... Чтобы у того же самого Нобелевского комитета было осознание
того, что есть еще литература, которую надо еще открыть миру. А у нас
всего один раз на нее оформили 2000-го или 2001 года эту
бюрократическую кипу бумаг и потом радостно рассказывали, что Лину
Костенко выдвинули на Нобелевскую премию. И на этом опустили руки.
Заявка была принята, Костенко не прошла, соответственно, опустили руки.
Но не надо просто сидеть! Делайте что-нибудь! Ибо вот эти все
украинские горести и стенания, что мы такие хорошие, красивые, а нас
никто не знает и нас никто не ценит... Зато ни разу не возникал вопрос,
а что мы сами сделали для того, чтобы нас знали и нас ценили? То есть
мы до сих пор является страной, которая элементарно не научилась
говорить о себе. Не надо из этого раздувать нечто экстраординарное.
Нужно просто делать свою работу и надо подавать. Но нужно понимать, что
ты подаешь, куда подаешь и с какой целью.
- Ну вот Вы говорите, что никто не стоит.
-
(перебивает) Да я не говорю, что не стоит! Я говорю, что нет шансов!
Ибо существует давняя международная литературная конъюнктура, а к 91-го
года Украины вообще не существовало ни на политической карте мира, ни
на литературной. Вот это только сейчас, в 2000-х годах, когда нас
начали немного переводить, она начала появляться. Но опять-таки - что
начали переводить? (Загибает пальцы) Забужко, Курков, Андрухович,
Курков, Андрухович, Забужко и дальше почти в том же варианте по
кругу... (смеется) Ну, разве что сейчас Жадан чуть присоединился к
этому списку...
- Именно хотела о нем спросить...
- Да,
Жадан. Он как раз примкнул к нашей так сказать тройке, к людям с якобы
международной карьерой. Но он пока существует то локально:
преимущественно в немецкоязычном мире. Но эти отдельные случаи еще не
являются мировым мейнстримом. Давайте не будем разбрасывать пальцы. Ни
один из нас не является в мировом мейнстриме. И этот процесс займет не
одно поколение. По крайней мере, ближайшие лет 10 говорить о каких-то
реальных шансах... Ведь вы же понимаете, что такое Нобелевская премия -
это сочетание мировой литературной конъюнктуры, о которой в Украине
имеют понятия очень мало людей. Плюс определенным образом политической
конъюнктуры, качество текста, в определенной степени. Но такого
качества текстов, которые подпадают под Нобелевскую категорию... Речь
идет о такого уровня авторов, которых всего есть где порядка тысячи.
Достаточно известных в мировом мейнстриме, достаточно авторитетных,
достаточно переведенных на разных языках и достаточно распространенных.
И на сегодняшний день ни один украинский автор туда не входит. И вряд
ли будет входить в ближайшем десятилетии. Но для того, чтобы это вообще
произошло в каком-то обозримом будущем, надо бомбить, бомбить, бомбить.
Надо говорить о себе. В том числе, этот несчастный Национальный союз
писателей - чем он вообще занимается, непонятно - каждый год вот должен
подавать номинацию, поскольку имеет на это право.
- Писательство много денег приносит? На жизнь хватает?
-
Ну, тут надо понимать, что писательство - это не только издание книг.
Чего не понимают люди, так то, от чего писатель живет. Да, конечно,
автор живет с продажи своих книг, и в Украине как минимум до того,
когда рушился книжный рынок, бедно, но жить можно было. Но сейчас таких
авторов, которые действительно могут жить с продажи своих книг, в
Украине всего трое-четверо. Да и в каждой стране их не так много - в
пределах пальцев одной руки или двух рук максимум. И это всегда далеко
не лучшие авторы. Это просто коммерчески успешные писатели. То есть мне
в этом отношении повезло: я коммерчески успешная, будто бренд. Но по
большому счету, по тексту я не являюсь коммерческим автором. Я не
Коэльо, Маринина, Акунин и так далее. Я из другой категории - по
литературе, которая больших сборов в одной стране не дает.
Комментируя
инициативу пользователей сети Интернет, которые предлагают выдвинуть на
эту награду Лину Костенко, О.Забужко заявила, что у поэтессы тоже нет
никаких шансов, потому что и "не входит в тысячу мейн-стримных
писателей, переведенных на иностранные языки". В то же время О.Забужкоо
считает, что имя Л.Костенко "должно фигурировать каждый год в
представлениях".
"Каждый год необходимо, чтобы было имя
украинского писателя в скобках среди кандидатов. Ну, не попадут они в
шорт-лист, ну то пусть. Не имеет значения. Но нужно, чтобы в скобках
всегда было Юкрейн, Юкрейн, Юкрейн. Чтобы у того же Нобелевского
комитета было осознание того, что есть литература, которую нужно еще
открыть миру. А у нас всего один раз на нее оформили 2000-го или в 2001
году эту бюрократическую кучу бумаг и потом радостно рассказывали, что
Лину Костенко выдвинули на Нобелевскую премию. И на этом опустили руки.
Заявка была принята, Костенко не прошла, соответственно, опустили
руки", - сообщила писательница.
По ее словам, в следующем году нужно было подать кого-то другого, опять ли ту же Лину Костенко, но не сидеть, сложа руки.
"Делайте
что-то! Потому что вот эти все украинские сожалении и плач, что мы
такие хорошие, красивые, а нас никто не знает и нас никто не ценит.
Вместо этого ни разу не возникал вопрос, а что мы сами сделали для
того, чтобы нас знали и нас ценили? То есть мы до сих пор являемся
страной, которая элементарно не научилась говорить о себе. Не нужно из
этого раздувать что-то экстраординарное. Нужно просто делать свою
работу и нужно подавать", - подсуммировала О.Забужко.
Мария Сердюк
"Буквоїд"